Установка лодочных моторов на катера и лодки с подбором оптимального шага винта.

установка лодочного мотора на лодку

Наши услуги

  • Установка лодочных моторов на катера и лодки
  • Подбор оптимального шага гребного винта
  • Установка рулевой гидравлики
  • Установка дополнительного оборудования

1. Установка лодочного мотора на катера и лодки с подбором оптимального шага винта

«Сердце» любого катера или лодки – мотор. Он приводит водное транспортное средство в движение, гарантируя оптимальные условия эксплуатации. При разработке подвесных двигателей учитывают паспортную высоту лодочного транца.

2. Транец лодки

Транец лодки – жесткая пластина, к которой крепится подвесной лодочный мотор. Благодаря своей конструкции он выдерживает динамические и статистические нагрузки, которые возникают в процессе эксплуатации. Его ширина такая же, как и у самой лодки, либо несколько меньше.

3. Транцы бывают вклеенными либо съемными.

Причем последние могут применяться для любых разновидностей лодок. Для их монтажа используют несколько способов:

  1. Пристёгивание
  2. Пришнуровка
  3. Крепление ремнями      

Во время монтажа нужно быть предельно осторожным, в противном случае лодочный мотор будет работать некорректно, быстро выйдет из строя.

Скачать рекомендации

Скачать
Рекомендации по установке
Установка лодочного мотора на лодку.pdf
Adobe Acrobat документ 26.2 MB

4. Наиболее частые ошибки:

  1. Подвесной мотор расположен таким образом, что винт находится на границе водной поверхности и воды. В данном случае он будет «хватать» воздух, что негативно скажется на его технических характеристиках.
  2. Когда транец находится ниже положенного уровня, нижняя часть мотора создает избыточное сопротивление водному потоку. Если двигатель мощный – это чревато переворачиванием судна.

установка лодочного мотора на лодку.
Струи воды из под мотора бьют в верх, заниженная посадка двигателя.

При стандартной установке антикавитационная плита и днище параллельны, расстояние между ними составляет 3–5 см.

Если данное значение будет меньшим, набор скорости происходит быстрее, но при этом винт из-за попадания воздуха работает уже не так эффективно.

Двигатель устанавливается в центральной части транца (на рекомендуемой высоте) при помощи винтов фиксатора. Они должны быть надежно закручены.


1. Как правильно выбрать гребной винт для лодочного мотора?

Правильно подобранный гребной винт для той или иной модели лодки гарантирует, что двигатель будет работать на верхних участках своего диапазона скорости. Конечно, лишь в том случае, когда дроссельная заслонка полностью открыта, а лодка нормально загружена. Таким образом, будет происходить быстрый набор скорости и поддержание её максимальных значений.

При резких потеплениях, увеличении влажности воздуха, загрязнениях КПП либо днища винт, скорее всего, перестанет корректно функционировать. Придётся его чистить или менять, чтобы лодочный мотор служил вам верой и правдой в течение многих лет. 

2. Обратите внимание!

Подбор винта осуществляется лишь при наличии подключенного и работающего тахометра. Не стоит руководствоваться собственной интуицией, чутьем и слухом, а также советами продавцов и знакомых, это чревато негативными последствиями, вплоть до поломки редуктора либо самого мотора.

Параметры, которые учитывают при подборе винта:

  1. Шаг
  2. Диаметр
  3. Дисковое соотношение
  4. Особенности лопасти

На практике всё зачастую сводится к подбору шага винта. Шаг винта 14 означает, что при полном обороте винта лодка преодолевает расстояние в 14 дюймов (35,56 см).

3. Пример

Подбор оптимального винта для лодки фирмы «Прогресс» с установленным мотором Ямаха F40FETL и стандартным винтом с тринадцатым шагом.

Нажимаем газ до упора. При скорости 45 километров в час тахометр показывает 6 тысяч оборотов в минуту. Допустимый показатель раскрутки для данного мотора – 5300–5500 об/мин. Можно сделать вывод, что происходит «перекрут» двигателя. Следовательно, шаг винта придётся увеличить. Сделать это можно, руководствуясь ниже представленным правилом.

4. Правило взаимосвязи оборотов и винтового шага: однократное увеличение шага вызывает изминения оборотов мотора на 150-350об/мин.

В данной ситуации идеально подойдет винт с пятнадцатым шагом. После монтажа, проводя повторные замеры, при максимально открытой дроссельной заслонке видим на тахометре цифру 5400 об/мин. Это нас устраивает, хотя идеальным для данного двигателя считаются показания тахометра 5300 об/мин.

Все тестирования проводятся при нормальной загрузке лодки. Если в процессе вашей эксплуатации уровень загруженности существенно варьируется, следует обзавестись несколькими винтами с разным шагом.

Правильное взаимодействие мотора и судна гарантирует хорошую управляемость и малый расход топлива

5. Обратите также внимание на материал винта и форму его лопастей.

Наилучшими считаются винты из алюминия и нержавеющей стали. Останавливать свой выбор на винтах из алюминия рационально в том случае, когда скоростные показатели не являются для вас ключевым моментом. То есть они идеально подойдут для тех катеров и прочих суден, которые предназначены для отдыха. Алюминий – мягкий и гибкий материал, поэтому его сочетаемость с мощными моторами несколько неразумна: лопасти из алюминия под такой  нагрузкой будут прогибаться.

Стальные винты оснащены прочными лопастями.

Благодаря этому, чтобы подобрать наилучшие параметры функционирования двигателя, крепление мотора можно перемещать вверх на 1 отверстие. Независимо от  формы лопастей, стальные винты позволяют двигателю работать максимально эффективно.

шаг винта

1. Установка подвесного лодочного двигателя на примере модели Ямаха F300

Сегодня на рынке превалируют изделия зарубежных производителей. Рассмотрим установку подвесного лодочного двигателя на примере одной из моделей Ямаха. Прежде всего при покупке и последующей транспортировке обратите внимание на упаковку. На ней будут указаны определенные особенности продукции. К примеру, большинство из них относятся к разряду хрупкой продукции и не приемлют преждевременного попадания влаги. Для удобства транспортировки посредством погрузчика на упаковке указано расположение центра тяжести. Зачастую на кожухе 4-тактных моторов имеются наклейки-напоминания о необходимости залить масло. После заливки указанного количества жидкости наклейку стоит снять.

2. Итак, модель Ямаха F300 поставляется во внешней упаковке, внутри которой, помимо самого мотора, находится стальная рама и пылезащитная плёнка.

Отвернув болты стальной рамы, можно снять сначала её, а уже потом – пылезащитную пленку. В обязательном порядке проводится визуальный осмотр, проверяется отсутствие механических повреждений. Чтобы переместить мотор, придётся снять кожух и маховик, надежно прикрепив оборудование для подъема к специальным петлям.

3. Для модели F300 на диск устанавливают маховик, затягивая его крепежными болтами.

Далее к диску крепится, вернее, прикручивается проушина и осуществляется его окончательная фиксация. Специальный рым-болт, предназначенный для подъема, поставляется отдельно. 

После этого снимается стропа, и мотор поднимается вместе с упаковкой, точнее, нижней его частью. Во избежание расшатывания нижняя часть упаковки придерживается и снимается посредством откручивания болтов.

4. Общие предосторожности при монтаже подвесного лодочного мотора:

  1. Когда мотор полностью поднят или опущен, между ним и судном должен быть зазор достаточных размеров. То же самое касается крайнего правого и левого поворотов двигателя.
  2. Вертикальные оси мотора и транца должны совпадать.
  3. Расстояния от центральной вертикальной оси транца до перпендикуляров, проведенных к горизонтальной оси винта, должны быть идентичны. 

Примечание: сдвоенная, строенная или счетверенная установка подвесных двигателей несколько отличается.

5. Этапы проведения работ:

  1. Делаем разметку. Определяем высоту монтажа подвесного двигателя таким образом, чтобы днище судна и антикавитационная пластина двигателя находились на одном уровне. Максимальное расстояние между ними – 2,5 см. Для глиссирующего судна возможна установка пластины немного выше самого днища.
  2. Высота монтажа двигателя может отличаться от данных рекомендаций. Всё зависит от разновидности лодки и самого мотора. Если у вас возникли какие-либо трудности с определением данного параметра – стоит обратиться за консультацией к  производителю судна.
  3. Чтобы облегчить процесс нанесения разметки, чаще всего используют специальные шаблоны, поставляемые самим производителем.
  4. В местах крепления подвесного двигателя сверлим 4 отверстия. Сверлить нужно перпендикулярно самой поверхности судна, поскольку в отверстия будут установлены крепежные болты, диаметр которых составляет 0,13 см.
  5. На отверстия наносится герметик. Происходит установка мотора путем затягивания контргаек и гаек крепежных болтов. Первоочередное задание – фиксация внутренних гаек, далее затягиваются двойные наружные гайки. Выбор крепежных болтов зависит от толщины транца, которая преимущественно варьируется от 5,5 см до 11,5 см.

Замена двухтактного подвесного мотора на четырёхтактный.

Четырехтактные моторы тяжелее, нежели двухтактные, соответственно увеличивается нагрузка на судно – его борта приближаются к воде. Существует минимально допустимое расстояние от воды до мотора. Это нужно учитывать, поскольку могут ухудшиться ходовые качества лодки или катера, также из-за контакта с водой возможно повреждение мотора.

Сдвоенный монтаж лодочных моторов.

Тут необходимо позаботиться о небольшом угле развала. Расстояния от центральных точек на передней и задней частях корпуса должны быть практически идентичными. Максимальная разница – 2,5 см. Достигнуть наилучших ходовых качеств удастся, если пересечение кильватерных струй будет происходить на расстоянии  7–15  метров от транца.

Будьте бдительны, учитывайте условия эксплуатации катера, поскольку неправильный подбор и монтаж могут привести к ряду неприятностей:

1. Падение мотора в воду.

2. Работа двигателя исключительно на низких оборотах.

3. Большое потребление топлива.

4. Неустойчивость движения и невозможность держать какой-либо курс. 

Как добиться устойчивости лодки, или что такое дифферент?

Дифферент – угол – разница между осадкой носа и кормы лодки. Наиболее устойчивой и стабильной будет груженая лодка при дифференте 3–5 градусов. Большой угол дифферента означает, что «нос» лодки сильно выступает над поверхностью воды. А это, в свою очередь, чревато перекидыванием судна. При отрицательном угле дифферента передняя часть лодки «упрётся» в водную поверхность, будут происходить перегрузки двигателя, а управлять лодкой станет сложнее.

Чем чревата некорректная высота установки мотора?

Если он будет находиться выше положенного уровня – возможно возникновение кавитации. В итоге максимальная скорость станет ниже, а обороты двигателя повысятся. Когда мотор чересчур низко – происходит потеря мощности. Оптимальная высота установки должна быть такой, чтобы расстояние между днищем лодки и антикавитационной пластиной варьировалось от 0 до 2,5 см. Хотя данный параметр зависит еще и от разновидности лодки. Желательно непосредственно перед монтажом получить консультацию у изготовителя.

На что обратить внимание при последующей эксплуатации лодки?

Для того чтобы не перегрузить мотор, очень внимательно следует относиться к распределению пассажиров и груза. Это также влияет на маневренность судна и прочие особенности эксплуатации.

Примеры: 

  1. Основная часть груза и пассажиры находятся на корме. Скорость лодки увеличивается, но она начинает «хлопать» по волне, подпрыгивая и раскачиваясь.
  2. Общая нагрузка припадает на нос судна. В данном случае, невзирая на плавность хода и устойчивость на волнах, при перегрузке лодку начнёт водить из стороны в сторону. Согласитесь, пользоваться таким плавательным средством непросто.

Ключевые моменты, на которые нужно обратить внимание после монтажа мотора:

  1. Убедитесь, что водяное охлаждение работает корректно и устойчиво. Устаревшие устройства с датчиками температуры не особо эффективны, поэтому огромный плюс – наличие системы предотвращения перегрева.
  2. При большом угле отклонения двигателя на максимальных оборотах не должно возникать кавитации.

Помните, правильное положение двигателя на транце и оптимально подобранный винт – залог экономичной и эффективной эксплуатации

Подвесной двигатель

Подвесной двигатель разрабатывается так, чтобы обеспечить оптимальную эксплуатацию в соответствии с паспортной высотой транца лодки. Если транец слишком высокий, то винт может работать на границе воздух - водная поверхность, слишком близко к водной поверхности и захватывать воздух при движении, что существенно снизит его эксплуатационные характеристики. Если транец окажется ниже необходимого уровня, то создается чрезмерное сопротивление нижней части двигателя потоку воды, да к тому же увеличивается плечо, выталкивающее нос лодки, что при большой мощности двигателя может привести к переворачиванию судна.

Стандартная установка двигателя

Стандартная установка двигателя предполагает параллельное расположение антикавитационной плиты и днища судна, причем обычно антикавитационная плита должна быть расположена ниже днища на 30-50 мм. Уменьшение этого значения может немного повысить скорость лодки, но не забывайте при этом, что подсосы воздуха снижают эффективность работы винта.

 

 

               Высота транца и антикавитационная пластина.

 

а - Антикавитационная пластина

b - Рекомендуемая высота транца (381 мм)

Установите двигатель по центру транца в соответствии с рекомендуемой высотой и закрепите винтами фиксатора. Убедитесь, что винты фиксатора закручены надежно и одинаково.


Выбор гребного винта

Для обеспечения наилучшей работы выбранной модели ПЛМ на конкретной модели лодки выбрать такой гребной винт, который позволит двигателю работать в верхнем участке рекомендованного скоростного диапазона при полностью открытой дроссельной заслонке и нормальной загрузке лодки . Этот диапазон скоростей позволяет развивать лучшее ускорение при поддержании максимальной скорости лодки.  

Подбор винта на лодочный мотор
установка мотора на лодку с подбором оптимального шага винта

Эффективная работоспособность и обеспечения долговечности ПЛМ.

Если изменяющиеся условия (такие, как потепление атмосферного воздуха, увеличение относительной влажности, работа в высокогорных водоемах, увеличение загрузки лодки или загрязнение днища лодки/коробки передач) вызовут падение оборотов ниже рекомендованного скоростного диапазона, то, возможно, потребуется замена или чистка винта для поддержания эффективной работоспособности и обеспечения долговечности ПЛМ.

1. Проверить скорость при полностью открытой дроссельной заслонке с помощью точного тахометра на двигателе, отрегулированном для работы в режиме сбалансированного рулевого управления (рулевое усилие в обоих направлениях одинаково), без «срыва» гребного винта.

Выбрать такой гребной винт, который позволяет двигателю работать в верхнем участке рекомендованного скоростного диапазона при полностью открытой дроссельной заслонке и нормальной загрузке .  Для выбора гребного винта существует максимальное значение скорости двигателя, когда скорость лодки максимальна, а дифферент для этой скорости минимален. (При определении нужного гребного винта не следует использовать значение высокой скорости, вызванной слишком большим углом дифферента). В нормальном случае разница в скорости между винтами с разным шагом составляет 150-350 об./мин.

2. Предотвращение потери КПД и возможное повреждение двигателя.

Если работа двигателя при полностью открытой дроссельной заслонке лежит ниже рекомендованного скоростного диапазона, винт НЕОБХОДИМО заменить на другой, с меньшим шагом, для того, чтобы предотвратить потерю КПД и возможное повреждение двигателя.

3. После первоначальной установки винта может появиться необходимость замены его на другой, с меньшим шагом, при следующих общих условиях:

  1. Потепление атмосферного воздуха и увеличение относительной влажности ведет к потере скорости.
  2. Работа в высокогорных водоемах ведет к потере скорости.
  3. Работа с поврежденным винтом или загрязненным днищем или редуктором ведет к потере скорости.

Рейтинг@Mail.ru
ТИЦ и PageRank azovservis.ru
Информер PR для сайта www.azovservis.ru