«Сердце» любого катера или лодки – мотор. Он приводит водное транспортное средство в движение, гарантируя оптимальные условия эксплуатации. При разработке подвесных двигателей учитывают паспортную высоту лодочного транца.
Транец лодки – жесткая пластина, к которой крепится подвесной лодочный мотор. Благодаря своей конструкции он выдерживает динамические и статистические нагрузки, которые возникают в процессе эксплуатации. Его ширина такая же, как и у самой лодки, либо несколько меньше.
Причем последние могут применяться для любых разновидностей лодок. Для их монтажа используют несколько способов:
Во время монтажа нужно быть предельно осторожным, в противном случае лодочный мотор будет работать некорректно, быстро выйдет из строя.
Если данное значение будет меньшим, набор скорости происходит быстрее, но при этом винт из-за попадания воздуха работает уже не так эффективно.
Двигатель устанавливается в центральной части транца (на рекомендуемой высоте) при помощи винтов фиксатора. Они должны быть надежно закручены.
Правильно подобранный гребной винт для той или иной модели лодки гарантирует, что двигатель будет работать на верхних участках своего диапазона скорости. Конечно, лишь в том случае, когда дроссельная заслонка полностью открыта, а лодка нормально загружена. Таким образом, будет происходить быстрый набор скорости и поддержание её максимальных значений.
При резких потеплениях, увеличении влажности воздуха, загрязнениях КПП либо днища винт, скорее всего, перестанет корректно функционировать. Придётся его чистить или менять, чтобы лодочный мотор служил вам верой и правдой в течение многих лет.
Подбор винта осуществляется лишь при наличии подключенного и работающего тахометра. Не стоит руководствоваться собственной интуицией, чутьем и слухом, а также советами продавцов и знакомых, это чревато негативными последствиями, вплоть до поломки редуктора либо самого мотора.
Параметры, которые учитывают при подборе винта:
На практике всё зачастую сводится к подбору шага винта. Шаг винта 14 означает, что при полном обороте винта лодка преодолевает расстояние в 14 дюймов (35,56 см).
Подбор оптимального винта для лодки фирмы «Прогресс» с установленным мотором Ямаха F40FETL и стандартным винтом с тринадцатым шагом.
Нажимаем газ до упора. При скорости 45 километров в час тахометр показывает 6 тысяч оборотов в минуту. Допустимый показатель раскрутки для данного мотора – 5300–5500 об/мин. Можно сделать вывод, что происходит «перекрут» двигателя. Следовательно, шаг винта придётся увеличить. Сделать это можно, руководствуясь ниже представленным правилом.
В данной ситуации идеально подойдет винт с пятнадцатым шагом. После монтажа, проводя повторные замеры, при максимально открытой дроссельной заслонке видим на тахометре цифру 5400 об/мин. Это нас устраивает, хотя идеальным для данного двигателя считаются показания тахометра 5300 об/мин.
Все тестирования проводятся при нормальной загрузке лодки. Если в процессе вашей эксплуатации уровень загруженности существенно варьируется, следует обзавестись несколькими винтами с разным шагом.
Правильное взаимодействие мотора и судна гарантирует хорошую управляемость и малый расход топлива
Наилучшими считаются винты из алюминия и нержавеющей стали. Останавливать свой выбор на винтах из алюминия рационально в том случае, когда скоростные показатели не являются для вас ключевым моментом. То есть они идеально подойдут для тех катеров и прочих суден, которые предназначены для отдыха. Алюминий – мягкий и гибкий материал, поэтому его сочетаемость с мощными моторами несколько неразумна: лопасти из алюминия под такой нагрузкой будут прогибаться.
Благодаря этому, чтобы подобрать наилучшие параметры функционирования двигателя, крепление мотора можно перемещать вверх на 1 отверстие. Независимо от формы лопастей, стальные винты позволяют двигателю работать максимально эффективно.
Сегодня на рынке превалируют изделия зарубежных производителей. Рассмотрим установку подвесного лодочного двигателя на примере одной из моделей Ямаха. Прежде всего при покупке и последующей транспортировке обратите внимание на упаковку. На ней будут указаны определенные особенности продукции. К примеру, большинство из них относятся к разряду хрупкой продукции и не приемлют преждевременного попадания влаги. Для удобства транспортировки посредством погрузчика на упаковке указано расположение центра тяжести. Зачастую на кожухе 4-тактных моторов имеются наклейки-напоминания о необходимости залить масло. После заливки указанного количества жидкости наклейку стоит снять.
Отвернув болты стальной рамы, можно снять сначала её, а уже потом – пылезащитную пленку. В обязательном порядке проводится визуальный осмотр, проверяется отсутствие механических повреждений. Чтобы переместить мотор, придётся снять кожух и маховик, надежно прикрепив оборудование для подъема к специальным петлям.
Далее к диску крепится, вернее, прикручивается проушина и осуществляется его окончательная фиксация. Специальный рым-болт, предназначенный для подъема, поставляется отдельно.
После этого снимается стропа, и мотор поднимается вместе с упаковкой, точнее, нижней его частью. Во избежание расшатывания нижняя часть упаковки придерживается и снимается посредством откручивания болтов.
Примечание: сдвоенная, строенная или счетверенная установка подвесных двигателей несколько отличается.
Четырехтактные моторы тяжелее, нежели двухтактные, соответственно увеличивается нагрузка на судно – его борта приближаются к воде. Существует минимально допустимое расстояние от воды до мотора. Это нужно учитывать, поскольку могут ухудшиться ходовые качества лодки или катера, также из-за контакта с водой возможно повреждение мотора.
Тут необходимо позаботиться о небольшом угле развала. Расстояния от центральных точек на передней и задней частях корпуса должны быть практически идентичными. Максимальная разница – 2,5 см. Достигнуть наилучших ходовых качеств удастся, если пересечение кильватерных струй будет происходить на расстоянии 7–15 метров от транца.
Будьте бдительны, учитывайте условия эксплуатации катера, поскольку неправильный подбор и монтаж могут привести к ряду неприятностей:
1. Падение мотора в воду.
2. Работа двигателя исключительно на низких оборотах.
3. Большое потребление топлива.
4. Неустойчивость движения и невозможность держать какой-либо курс.
Дифферент – угол – разница между осадкой носа и кормы лодки. Наиболее устойчивой и стабильной будет груженая лодка при дифференте 3–5 градусов. Большой угол дифферента означает, что «нос» лодки сильно выступает над поверхностью воды. А это, в свою очередь, чревато перекидыванием судна. При отрицательном угле дифферента передняя часть лодки «упрётся» в водную поверхность, будут происходить перегрузки двигателя, а управлять лодкой станет сложнее.
Если он будет находиться выше положенного уровня – возможно возникновение кавитации. В итоге максимальная скорость станет ниже, а обороты двигателя повысятся. Когда мотор чересчур низко – происходит потеря мощности. Оптимальная высота установки должна быть такой, чтобы расстояние между днищем лодки и антикавитационной пластиной варьировалось от 0 до 2,5 см. Хотя данный параметр зависит еще и от разновидности лодки. Желательно непосредственно перед монтажом получить консультацию у изготовителя.
Для того чтобы не перегрузить мотор, очень внимательно следует относиться к распределению пассажиров и груза. Это также влияет на маневренность судна и прочие особенности эксплуатации.
Примеры:
Помните, правильное положение двигателя на транце и оптимально подобранный винт – залог экономичной и эффективной эксплуатации
Подвесной двигатель разрабатывается так, чтобы обеспечить оптимальную эксплуатацию в соответствии с паспортной высотой транца лодки. Если транец слишком высокий, то винт может работать на границе воздух - водная поверхность, слишком близко к водной поверхности и захватывать воздух при движении, что существенно снизит его эксплуатационные характеристики. Если транец окажется ниже необходимого уровня, то создается чрезмерное сопротивление нижней части двигателя потоку воды, да к тому же увеличивается плечо, выталкивающее нос лодки, что при большой мощности двигателя может привести к переворачиванию судна.
Стандартная установка двигателя предполагает параллельное расположение антикавитационной плиты и днища судна, причем обычно антикавитационная плита должна быть расположена ниже днища на 30-50 мм. Уменьшение этого значения может немного повысить скорость лодки, но не забывайте при этом, что подсосы воздуха снижают эффективность работы винта.
а - Антикавитационная пластина
b - Рекомендуемая высота транца (381 мм)
Установите двигатель по центру транца в соответствии с рекомендуемой высотой и закрепите винтами фиксатора. Убедитесь, что винты фиксатора закручены надежно и одинаково.
Для обеспечения наилучшей работы выбранной модели ПЛМ на конкретной модели лодки выбрать такой гребной винт, который позволит двигателю работать в верхнем участке рекомендованного скоростного диапазона при полностью открытой дроссельной заслонке и нормальной загрузке лодки . Этот диапазон скоростей позволяет развивать лучшее ускорение при поддержании максимальной скорости лодки.
Если изменяющиеся условия (такие, как потепление атмосферного воздуха, увеличение относительной влажности, работа в высокогорных водоемах, увеличение загрузки лодки или загрязнение днища лодки/коробки передач) вызовут падение оборотов ниже рекомендованного скоростного диапазона, то, возможно, потребуется замена или чистка винта для поддержания эффективной работоспособности и обеспечения долговечности ПЛМ.
Выбрать такой гребной винт, который позволяет двигателю работать в верхнем участке рекомендованного скоростного диапазона при полностью открытой дроссельной
заслонке и нормальной загрузке . Для выбора гребного винта существует максимальное значение скорости двигателя, когда скорость лодки максимальна, а дифферент для этой скорости минимален.
(При определении нужного гребного винта не следует использовать значение высокой скорости, вызванной слишком большим углом дифферента). В нормальном случае разница в скорости между винтами с
разным шагом составляет 150-350 об./мин.
Если работа двигателя при полностью открытой дроссельной заслонке лежит ниже рекомендованного скоростного диапазона, винт НЕОБХОДИМО заменить на другой, с меньшим шагом, для того, чтобы предотвратить потерю КПД и возможное повреждение двигателя.