Валы гребных винтов выходят со строя довольно редко, чаще всего происходит их прогиб. Всем понятно, что сломанный вал гребного винта невозможно отреставрировать, а меняют на новый, но прежде всего необходимо выявить причину такой неудачи. Важно, чтобы таких случаев по такой - же причине больше не происходили при следующих выездах на водоём. При сильном ударе о подводное препятствие гребной вал лодочного мотора в лучшем случае гнёт, в худшем ломает. Первые признаки искривления вала это вибрация.
При эксплуатации лодочного мотора следует избегать даже кратковременной работы двигателя на больших оборотах, с изогнутым валом или винтом, так как при этом амплитуда крутильных колебаний резко увеличивается, что чревато выходом со строя редуктора. Эксплуатировать лодочный мотор при таких признаках категорически не рекомендуется.
При продолжительной эксплуатации с таким симптомом разбивает не только редуктор лодочного мотора, но и двигатель особенно подвержены такому пагубному воздействию постели центральных (коренных) подшипников коленчатого вала. Проверить прогиб, искривление гребного вала можно не разбирая редуктор, прикрепив на корпус редуктора индикатор часового типа, как показано на рисунке №1 или после разборки на призмах рис№2. Максимально допустимый прогиб составляет 0.23мм.
a*- Биение вала гребного винта
b*- Люфт вала гребного винта
c - Циферблатный индикатор
a- Инструмент: Планка крепления циферблатного индикатора
b- Принадлежности для крепления циферблатного индикатора
Проверить на наличие канавок область поверхности вала гребного винта под сальник несущего корпуса подшипника. Если обнаружены канавки, вал гребного винта необходимо заменить.
a- С помощью циферблатного индикатора проверить биение вала здесь.
b- Область поверхности под сальник
Масло, слитое из коробки передач, которая в последнее время находилась в эксплуатации, будет иметь светло-коричнево-шоколадный цвет из-за его перемешивания с воздухом. Масло, которое уже отстоялось (стабилизировалось), будет иметь прозрачный желто-коричневый цвет.