Синхронизация карбюраторов четырёхтактных лодочных моторов

Большинство владельцев импортных лодочных моторов переоценивают безотказность данной техники и игнорируют  своевременное ТО,  которое  на много  важнее, чем для наших аналогов. Привозит хозяин в мастерскую своего  ‘’коня ‘’ и жалуется на его здоровье, дрожь замучила и с места не заставить тронуться, а если и заставил, то при езде появляется довольно неплохой аппетит, которого раньше не было. На лице ужас с горем пополам, а счетчик в голове подсчитывает монеты за ремонт своего любимца (как ему кажется) замены половины мотора. Первые признаки  неправильной работы  карбюраторов: вибрация, плавающие обороты на скорости холостого хода, повышенный расход горючего. Какое же его удивление когда уже вскоре он получает своего друга на капоте которого (при работающем двигателе) можно ставить чашки с чаем не опасаясь за сохранность их содержимого. Из этого следует сделать вывод, что надо лучше следить за своим лодочным мотором и своевременно проводить  техническое обслуживание. Одна из причин наиболее вероятных в нарушении не равномерной работы мотора это засорение каналов холостого хода карбюраторов происходит это из-за отложений, которые накапливаются  в процессе работы двигателя. Рекомендуется после каждого выезда, перед тем как снять мотор с лодки запустить его и выработать всё  топливо,  из карбюраторов  предварительно отсоединив бензопровод от двигателя. Такую процедуру следует выполнить, чтобы избежать преждевременных отложений в системе каналов холостого хода карбюраторов лодочного мотора. И еще одна из причин это износ приводов дроссельных заслонок карбюраторов. На скорости холостого хода заслонки стоят в разных положениях и поэтому карбюраторы работают не синхронно. Из-за этого уменьшается мощность (слабо), возрастает расход горючего (умеренно), динамика разгона падает (существенно), работа двигателя на скорости холостого хода (очень не устойчива) ощущаются такие симптомы особенно остро при движении с места. Суть регулировки – установить  одинаковый  зазор  между заслонками дросселя и корпусом диффузора карбюратора на скорости холостого  хода. В современных лодочных моторах с электронной системой впрыска, которая имеет не одну общую заслонку для всех цилиндров, а для каждого раздельные, также необходима данная регулировка. Добиться устойчивой работы мотора с использованием щупов довольно сложно даже для профессионалов. Добиться одинакового разряжения во впускном коллекторе мотора это главная задача. Это и будет показателем того, что все заслонки расположены  правильно по отношению друг друга, и все цилиндры работают с полной отдачей мощности и синхронно. Произвести такую регулировку под силу самому. Для этого необходим прибор называемый синхронизатором, небольшой набор инструментов и много терпения для компенсации недостатка опыта. Что такое синхронизатор? Это блок из четырех или двух вакуумметров расположенных на одной направляющей. Собирать самому такой прибор не стоит. Такой прибор должен быть рассчитан на разряжение, соответствующее разряжению во впускном коллекторе при работе лодочного мотора на скорости холостого хода. И еще, это очень важно, вакуумметры должны быть оттарированы так, чтобы при одинаковом разряжении показания манометров были абсолютно идентичны. В некоторых приборах встроены вентиля для уменьшения колебания стрелок при пульсации потока воздуха во впускном коллекторе. Профессионалы без особого труда могут настраивать четырёх и даже шести цилиндровый лодочный мотор синхронизатором, блок которого состоит из 2 - х  вакуумметров. Но те у которых опыта еще маловато лучше приобрести прибор состоящий из четырех вакууммеров у такого и точность выше и времени на настройку карбюраторов уходит значительно  меньше. Но еще точнее и удобнее для работы это жидкокристаллический прибор имеющий два режима регулировки грубой и тонкой  разница в цене минимальна.

Регулировка карбюраторов

 

1.   Проверить скорость холостых оборотов двигателя.  Если нестабильна,  отрегулировать.  (См.  главы

Регулировка винта холостых оборотов и Синхронизация карбюраторов ниже.)

2.    Проверить диапазон колебания значений вакуума.  Если не соответствуют табличным значениям,

отрегулировать. (См. главы Регулировка винта холостых оборотов и Синхронизация карбюраторов

ниже.)

Максимальная разница значений вакуума между цилиндрами

5 см ртутного столба (2.0" ртутного столба)

ПРИМЕЧАНИЕ: Карбюраторы синхронизируются за счет регулировки на них вакуума во впускном коллекторе. Для измерения вакуума использовать прибор для настройки карбюраторов - Carburetor Tuner (91-80964A1).

 

!!! ВНИМАНИЕ

Если карбюраторы работают правильно, регулировку не производить, т.к. излишняя регулировка может привести к плохой работе двигателя.




 

Регулировка винта холостых оборотов

 

Для двигателей, сертифицированных по нормативам EPA:

 

1.   Винт регулировки холостых оборотов отрегулирован по нормативам Агентства по охране окружающей среды (EPA) и опломбирован. Регулировка вручную невозможна.

 

Для двигателей, сертифицированных не по стандартам EPA:

 

1.  После прогрева двигателя вворачивать все винты регулировки холостого хода до тех пор, пока они слегка не сядут на место, т.е. только до касания седла (см. рисунок ниже).

2.  Затем вывернуть винт на указанное число оборотов.

Установка винта регулировки холостого хода

Для моделей 75 л.с  вывернуть на 2-1/2 ±1/2 оборота

Для моделей 90 л.с.  вывернуть на 2 ±1/2 оборота

а - Винт регулировки холостого хода. b - Винт слегка посажен в седло.

c - Винт отрегулирован правильно.

3.  Если двигатель работает:

a.     плавно:

(1.) Никаких дальнейших регулировок не производить.

 

b.     нестабильно:

(1.) Вворачивать каждый винт до тех пор, пока скорость холостого хода двигателя не упадет приблизительно на 40 об/мин. Затем вывернуть каждый винт обратно на три четверти (3/4) оборота.


Синхронизация карбюраторов

 

ПРИМЕЧАНИЕ: Карбюраторы синхронизируются за счет регулировки на них вакуума во впускном коллекторе. Для измерения вакуума использовать прибор для настройки карбюраторов - Carburetor Tuner (91-809641A1) ртутный вакуумметр - или вакууметр Vacuummate Tuner (Артикул 91-809871-1).

 

1.Снять четыре заглушки со впускного коллектора.

2.  Установить переходные шланги со штуцерами впускного коллектора в каждое отверстие со снятой заглушкой. Надежно затянуть.

3.Подсоединить прибор для измерения вакуума Carburetor Tuner к переходным шлангам.

4.  При использовании для регулировки карбюраторов ртутного вакуумметра установить фильтры для того,

 

чтобы не допустить всасывания ртути в карбюраторы во время резкого изменения положения дроссельной заслонки.

ПРИМЕЧАНИЕ: Переходные шланги со штуцерами поставляются в комплекте с прибором Carburetor Tuner.

 - Заглушки на впускном коллекторе (4)

b - Шланговые переходники (4) от вакуумметра Vacuummate для регулировки карбюраторов c - Шланговые переходники (4) от ртутного вакуумметра для регулировки карбюраторов (4) d - Вакуумметр 

5.При погруженном в воду ПЛМ запустить и прогревать двигатель.

6.Переключить ПЛМ на нейтральное положение.

7.Подсоединить тахометр к проводу свечи зажигания цилиндра №1.

8.  Отрегулировать скорость холостого хода до значения 1000 об/мин вращением винта упора дроссельной

заслонки на карбюраторе №4 в направлении "a" или "b".

 

ПРИМЕЧАНИЕ: Вращение винта регулировки холостых оборотов:

 

по часовой стрелке (в направлении "a") будет увеличивать скорость холостых оборотов двигателя. против часовой стрелки (в направлении "b") будет уменьшать скорость холостых оборотов. 


a - Скорость холостых оборотов двигателя увеличивается b - Скорость холостых оборотов двигателя уменьшается c - Винт упора дроссельной заслонки


9.  Измерить значение вакуума карбюратора №4. При этом установка какой-либо конкретной величины вакуума не имеет значения.

10.Вращать винты регулировки дросселей так, чтобы значение вакуума карбюраторов №1, №2 и №3 были такими же, как и карбюратора №4.

Максимальная разница вакуума между цилиндрами

5 см ртутного столба (2.0" ртутного столба)

ПРИМЕЧАНИЕ: Наблюдать за показаниями тахометра, т.к. во время регулировки обороты двигателя могут изменяться. Продолжать регулировку винта оборотов холостого хода для того, чтобы поддерживать скорость двигателя на уровне 1000 об/мин.

 

Если измеренное значение вакуума в цилиндрах №4 (базовое значение) составляет 30 см ртутного столба, тогда регулировать вакуум цилиндров №1, №2 и №3 винтами регулировки синхронизации до получения значения 30 см ртутного столба.

 


11.  Несколько раз увеличить обороты двигателя и затем дать двигателю поработать в течение 15 секунд на оборотах холостого хода. Проверить, чтобы значения вакуума оставались в пределах значений в технических характеристиках относительно друг друга. При необходимости отрегулировать повторно.

12.  После получения синхронизации карбюраторов отрегулировать скорость обратно до указанного в технических характеристиках значения.

Скорость холостых оборотов двигателя (не на передаче)

850 ± 25 об/мин

 

13.Заглушить двигатель, снять переходные штуцеры со шлангами и установить на место заглушки.